ОТЧЕТо горном туристском походе1 с элем. 2 категории сложности по Приэльбрусью, совершенном 3-13 января 2007 г. Нитка маршрута:
Город Тырныауз - р. Кумыксу - пер. Джаурген (н/к) - Электросталь-Москва 2007
Содержание
Состав группы*
О маршруте походаЦелью похода было пройти несложный зимний маршрут в северном Приэльбрусье, испытать на себе январские погодные, климатические и другие зимние условия в горах, получить опыт зимнего похода, а так же просто отдохнуть душой и телом. Исследовательская задача похода - пройти или сфотографировать непройденные и нигде не отмеченные перевалы в северных отрогах хребта Кыртык, верховья р. Артыкчат (притока р. Ингушли), разведать местность в районе вершины Тёщины Зубы, а кроме того, "освежить" информацию о расположении кошей и дорог в районе, узнать ситуацию с нарзанными источниками Джилысу после селя, сошедшего на них летом 2006 г. Помимо этого, хотя это и не планировалось, удалось сфотографировать, правда, в зимних условиях, верховья р. Керанзыкол, притока Исламчата, о котором нет вообще никакой информации, хотя долина находится среди популярных мест Приэльбрусья, в ней есть даже небольшой ледничок. Выводы, замечания и рекомендации будут приведены в техническом описании маршрута и повторены после него в отдельном приложении. Был заявлен следующий маршрут:
Изменения в маршруте: отказ от прохождения перевалов Джаурген Боковой Вост.+Зап. и от восхождения на вершину Джаурген, а также восхождение вместо вершины Сирх на её западную вершину. Пояснения к изменениям в маршруте будут даны в его техническом описании.
Таким образом, был пройден следующий маршрут:
Фактически, нитка и заявленного, и пройденного маршрута является линейной, хотя и с началом и окончанием в Баксанском ущелье. Добавим, что поход проходил большей частью в местах, где летом нелогично проходить походы даже 1 к.с. из-за относительно небольших высот, большого количества кошей, а значит, и скота и всего с ним связанного. Это замечание, конечно, не касается Джилысу - поистине одной из жемчужин Приэльбрусья. Не касается это замечание также и высоких, интересных перевалов в северных отрогах хребта Кыртык, где лучше ходить именно летом. Для зимнего же похода эта местность подходит отлично. Помимо прочего, данный район Приэльбрусья отличается, во всяком случае зимой, лучшей погодой, т.к. основной удар циклонов с сопутствующими им снегопадами и ветрами принимает на себя район высоких Главного и Бокового хребтов. Конечно, походов третьей и более высоких к.с. здесь не сделать, для этого потребуется идти уже в более близкие к ГКХ районы. Отметим также, что логичным вариантом нашего маршрута могло бы быть прохождение перевалов Бурунташ (н/к) или Балкбаши (1А) с выходом в долину Кубани/Уллукама. Как летом, так и зимой, следует обязательно регистрироваться в МЧС. Мы зарегистрировались в Эльбрусском Поисково-спасательном отряде (ЭПСО), он находится в пос. Терскол (тел. 8 (86638)7-14-89). Послать телеграмму в Москву из Терскола оказалось невозможным - теперь
в Терсколе на почте нет телеграфа и, похоже, и междугородного телефона. Хорошо, что мы начинали поход в Тырныаузе, откуда и послали телеграмму. Другим же группам советуем иметь в виду отсутствие телеграфа в Терсколе.
Высотный график движенияОбзорная карта маршрута
Итоговые сведения о пройденном маршруте
Запасные варианты и аварийные выходы с маршрутаВ маршруте на случай непогоды или низкой скорости движения были предусмотрены следующие запасные варианты:
Для экстренных случаев был предусмотрен следующий аварийный выход: из любой точки маршрута выход на дорогу Тырныауз-Джилысу, и по ней до Тырныауза. У нас не было информации о том, что в Джилысу зимуют сторожа-зимовщики, у которых есть спутниковая связь. При наличии такой информации, и если ближе идти в Джилысу, а не в Тырныауз, в аварийном случае следует идти в Джилысу, откуда можно вызвать вертолет. Помимо прочего, у нас был и собственный спутниковый телефон, что сильно повышало безопасность похода.
Техническое описание маршрутаЕсли не указано иное, все понятия "левый" и "правый" даны в орографическом смысле. 1 января на поезде №61/62 с Казанского вокзала в 19:50 отбываем в Нальчик.
3 января в 7 утра мы на вокзале Нальчика, откуда на частной "Газели" едем в Баксанское ущелье. Сначала заезжаем в Терскол, где регистрируемся в МЧС, затем возвращаемся в Тырныауз, где посылаем в Москву телеграмму о начале похода.
Наш первый перевал - Джаурген, соединяющий левые притоки Баксана Кумыксу и Ташорун. Кумыксу впадает в Баксан в черте города Тырныауз и носит в верховьях такое же имя - Тырныауз. Ташорун - название реки, впадающей в Баксан в пос. Былым. Эта река в нижней части называется Гижгит, а в средней - Джаурген: В 12 часов начинаем подъем по дороге, ведущей к верхним строениям Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Водитель "Газели" довез нас практически к началу дороги. Оно расположено у развалин комбината на западной окраине города. Склон северо-восточный, потому заснеженный, не исключение и дорога, на которой лежит около 30 см снега. Но по дороге явно регулярно ездит транспорт (в кош выше по долине, к верхним постройкам ГОКа), и мы идем по утрамбованной колее. По серпантину дороги за 90 минут ЧХВ поднимаемся к слабозаметной, но очень важной развилке (ФОТО 01). Основная дорога продолжает петлять в направлении верхних построек, а ответвление уходит с дороги направо по ходу, траверсом через березовое криволесье. По ответвлению тоже идет колея, только слабее. Это ответвление нанесено на картах. На местности ориентир такой. Это ответвление с незначительной потерей высоты выводит под основание гребня, разделяющего истоки р. Кумыксу. У слияния этих истоков стоит кош, к которому ответвление и выводит. Правый исток (р. Тырныауз на карте и на схеме выше) - до удивления полноводный, и перейти его вброд по камням невозможно не намочив обувь, а мостика нет (машины ездят вброд). Из какого-то крупного металлического листа, лежавшего неподалеку, соорудили мостик, по которому и перешли поток. Палатку ставим в 100 м выше коша на левом берегу левого истока р. Кумыксу. От развилки дорог 20 минут. Вода есть и в левом истоке, хотя он представляет собой скорее небольшой ручей. Температура воздуха днем в Тырныаузе была около -2 градусов, вечером на ночевке -5.
Важное замечание относительно ходьбы по зимним дорогам, да и по любому другому ровному и безопасному на вид снегу. Самые незначительные ручейки зимой часто образуют обширные наледи с гладким, очень скользким натечным льдом. Когда он виден (не засыпан снегом), угрозы особой не представляет, поскольку его можно просто обойти, или, во всяком случае, быть готовым к падению. А вот присыпанный снегом, такой лед очень опасен, т.к. с тяжелым рюкзаком падение на нем практически неизбежно, но падающий совершенно к этому не готов. Это замечание сделано к тому, что дорога, по которой мы поднимались, была вся в таких наледях, но нам повезло, что они были открыты. После снегопада же они станут очень опасными, в чём, к сожалению, мы убедимся позже и в другом месте… Логического несоответствия в том, что на дороге было много наледей, и что в то же время мы шли по автомобильной колее, нет - местные по такой дороге ездят,
и успешно. Мы по пути встретили спускавшийся (!) Уазик с почти лысой резиной,
и это при том, что наледи попадались и на поворотах!
Подъем в 6 утра, выходим в 8:30. Дорога короткими петлями резко поднимается на склон левого берега левого истока р. Кумыксу, затем уже более длинными петлями траверсирует этот склон до перевала. Склон южный, снега на нем практически нет, но сама дорога покрыта слоем снега толщиной от 20 до 50 см, поэтому идем по незасыпанному, неудобному внешнему краю дороги (ФОТО 02).
Некоторые очевидные серпантины срезаем, но большей частью идем по дороге. На перевале в 13 часов (ФОТО 03). Путь от ночевки до перевала занял 3 часа 20 минут ЧХВ, набор высоты около 1000 м. В 60 минутах ЧХВ от места ночевки у дороги стоит еще один кош, в котором можно при необходимости укрыться от ветра или переночевать, но воды там рядом нет, и снег поблизости грязный. Сам перевал невыраженный, тура на нем мы не нашли. Перевальный гребень платообразный, травянисто-осыпной. Самим перевалом следует считать место соединения дороги, по которой мы поднимались и какой-то дороги, выходящей на гребень по противоположному склону левого истока р. Кумыксу. Это место не самое низкое в этом участке гребня, а севернее, ближе к п. 2894 м. В любом случае, для дальнейшего движения в долину Ташорун необходимо найти дорогу, которая по карте, да и по нашим впечатлениям, там одна, но местные упоминали еще какую-то тупиковую дорогу, которая спускается напрямую к реке Ташорун. В район перевала по гребню с северо-востока выходит еще одна дорога, из пос. Былым. С перевала открывается замечательная панорама в обе стороны. В западном направлении хорошо видны верховья рек Сакашильсу, Каярта, видны вершины Джайлык, Тютюбаши. На юге видны плато Кинжал, вершина Тёщины Зубы (или Букабаши, или п. Наушидзе), мимо которой планируем возвращаться. На западе видны мощная скальная башня г. Суарык, вершина Джаурген, пер. Шаукол (ФОТО 04).
На перевале поднимается сильный ветер, поэтому не задерживаемся и начинаем спуск. Точнее, не спуск, а траверс по дороге правого борта долины Ташорун с плавным сбросом высоты. Дорога пересекает 3 или 4 небольших правых притока р. Ташорун (наледи!) и выводит к ручью, текущему из-под пер. Суарык (ФОТО 05). В районе впадения ручья в р. Ташорун стоит кош, к которому подходим в 17:20, как раз с наступлением темноты. От перевала 2 часа 20 минут ЧХВ. Высота 2230 м. Поднялся очень сильный ветер с ураганными порывами, поэтому кош оказался очень кстати. Внутри нары, стол и лавка, полный комфорт. Температура упала до -8 градусов. Вода в ручье, текущем из-под пер. Суарык (5 мин. от коша). Ночью кажется, что ветром снесет кош, стены и крыша скрипят, на улице же просто аэродинамическая труба.
Подъем в 7:50, выход в 9:20. Температура утром -9, днем -7 градусов, ветер по-прежнему сильный. Прохождение перевалов Джаурген Боковой Вост. и Зап. заменяем на пер. Шаукол по следующей причине. Рюкзаки очень тяжелые (много зимних вещей, тяжелая раскладка, брали с собой веревку, кошки, крючья - см. список снаряжения и комментарии к нему в приложении), а при подъеме на эти перевалы просматривались протяженные участки глубокого снега. Длины светового дня явно не хватило бы для прохождения этих перевалов в запланированное время. Ниже будут приведены фотографии этих перевалов с разных ракурсов. Восхождение на вершину Джаурген по северному гребню оцениваем примерно как 2Б-3А альп. (ФОТО 07, 09), в связи с чем идти на вершину не стали. Подъем на пер. Шаукол очевиден. Он идет по дороге от места нашей ночевки сначала по правому, затем левому берегу р. Ташорун. Мост или брод были сильно заснежены и мы точно даже не можем сказать, где пересекли речку. В 2-3 км выше "нашего" коша на левом берегу р. Ташорун есть еще один кош. Дорога сильно заснежена, шли по неудобной для движения (крупные камни, колючки) "грядке" на внешнем краю дороги. Только местами дорога была свободна от снега. На перевал от места ночевки поднялись за 3 часа ЧХВ. Перевал Шаукол (Малый Джаурген) (н/к, 2925 м) - обширное снежное (зимой) плато - перемычка между хребтами Кыртык (Ташорунбаш) на юге и Шаукамнысырт на севере. Соединяет долины Ташорун и Шаукол. Тура нет, если не считать за него горку камней, удерживающую табличку национального парка "Приэльбрусье" (ФОТО 06). Среди камней записку не нашли. На западе вдали видна часть Каракайского хребта, а еще дальше за ним - хребет Ташлысырт. На северо-востоке виден один из непройденным нами (и вообще) перевалов - Джаурген Боковой восточный, а также вершина Джаурген (ФОТО 07).
На перевале сильный ветер, температура -10 градусов. Спускаемся в долину Шаукол по почти полностью заснеженной дороге, от которой из-под снега выступает лишь слабо заметная гряда. Часто тропим то по колено, то по пояс, но снегоступы пока не надеваем, т.к. каждый раз кажется, что этот участок глубокого снега последний и дальше будет нормальная дорога. Действительно, через 40 минут ЧХВ дорога вернулась в обычное состояние - полотно засыпано, край свободен от снега. Еще через 20 минут, у слияния 4 истоков р. Шаукол (отметка 2685 м на карте) видим кош (ФОТО 08). Учитывая признаки ухудшения погоды (высокая облачность, радужное гало вокруг солнца), решаем, что еще раз переночевать в коше будет безопаснее и теплее. В этом коше нары разрушены, но внутри можно поставить внутреннюю палатку. В пристройке есть дощатая "кровать" на одного человека. Вода есть в речке у коша (может быть подо льдом).
Подъем в 6 утра, выход в 8:30. От коша у слияния 4 истоков р. Шаукол (отметка 2685 м на карте) возвращаемся на дорогу и по ней в течение 2 часов ЧХВ спускаемся к стрелке рек Шаукол и Исламчат (2254 м), ниже которой дорога пересекает р. Исламчат по мощному мосту. Последние 60 минут пути до стрелки идем в снегоступах - дорога сильно заснежена, и в том числе почему-то ее край. Дальше дорога уходит вниз по долине Исламчат на пер. Бересун. Мы же находим сильно засыпанную снегом тропу, идущую по левому берегу р. Исламчат в её верховья. Тропа очень широкая, возможно, что это даже дорога, хотя и не такая качественная, как основная, ушедшая вниз. Продолжаем идти в снегоступах. Тропа сначала резко взбирается на 100 метров над дном долины, а затем траверсирует склон до впадения в р. Исламчат крупного правого притока Керанзыкол (Керангыкол) (ФОТО 10). В этом месте тропа возвращается к руслу (60 минут ЧХВ от стрелки). По пути тропа шла по травянистому склону крутизной 20-35 градусов, который был неоднородно засыпан снегом
(в ложбинах и желобах много, на выпуклых формах рельефа нет или мало). Причем снег был явно лавиноопасным - тяжелая доска (10-15 см) на рыхлом зернистом снегу. Такие участки проходили по одному с наблюдением.
В 200-300 м выше устья р. Керанзыкол один из отрогов Каракайского хребта близко выходит к р. Исламчат и его нижняя часть похожа снизу на холм. На этом "холме" расположен кош (ФОТО 10). Внимание! В районе коша мы видели двух очень крупных волков. Мы немедленно достали ледорубы (шли с палками), но, к счастью, волки тоже испугались и куда-то убежали. Никакой информации о возможности встречи на маршруте со столь опасными животными мы не имели. Теперь предупреждаем об этом и советуем иметь средства защиты (по возможности: большие ножи, охотничье оружие, сигнальные ракетницы, петарды и т.п.). Несмотря на раннее время (14 часов) в целях безопасности решаем ночевать в коше, который запирается изнутри. Тем более, что видимость начала падать (с высоты 2600 м "села" сплошная облачность, пошел небольшой снег). Ночевка в кошах становится уже приятной традицией. От устья р. Керанзыкол до коша 20 минут ЧХВ. Вода - в р. Исламчат, до которой спуск 5 минут, подъем 10 минут (не по одному, с ледорубами). Добавим, что больше мы самих волков не видели, только следы. Но лучше не рассчитывать на их испуг и быть готовым к худшему. Из этого коша, в отличие от предыдущих, печку не увезли и даже было небольшое количество дров, чем мы воспользовались, просушив одежду и обувь и немного согревшись. "За бортом" температура -11 градусов. К утру такая же температура и внутри коша.
Подъем в 6 утра, выход в 8:30. На этот день наша задача перевалить из долины Исламчат через пер. Каракайский Северный и спуститься в Джилысу. Этот перевал сложен в ориентировании, во всяком случае зимой, когда тропы засыпаны. Судя по карте, начало подъема находится выше по долине от коша,
в котором мы ночевали, но подъем там нам не понравился - либо относительно крутые склоны (до 30 град.), либо по дну узкой лощины с лавиноопасными кулуарами. Лучше просматривался вариант северной седловины перевала (ФОТО 11), причем с выходом на нее по невыраженному гребню справа по ходу. Этот путь проходил почти полностью по траве, лишь слегка присыпанной снегом. По карте ориентир - через отметку 2941 м, затем через отметку без подписи высоты (около 2960 м).
Подъем от коша на эту вершинку занял 1 час 40 минут ЧХВ. Погода утром была пасмурная, но затем резко улучшилась, небо очистилось, ветер стих - на перевале было тепло и незабываемо красиво. Группа на перевале - на ФОТО 14. На востоке видны хр. Шаукамнысырт, пер. Шаукол, верховья долин Керанзыкол и Исламчат (ФОТО 12).
На западе виден Эльбрус и его северные склоны вплоть до плато Ирахиксырт, хребет Ташлысырт с вершиной Сирх (ФОТО 13).
Спускаемся в долину безымянного правого притока р. Каракаясу по 20 25 градусным травянисто-снежным склонам (30 мин. ЧХВ, ФОТО 15). На дне долинки Голубев М.В. выходит на совершенно незаметную под тонким слоем свежего снега наледь и сильно подворачивает ногу. Накладываем повязку эластичным бинтом на голеностоп и продолжаем идти, правда, с меньшей скоростью. Сама речка незаметна, видимо вся замерзла. Переходим на левый берег, где местами заметна тропа. Снег здесь глубокий, надеваем снегоступы. Через 40 минут ЧХВ выходим к верхнему краю устьевой ступени долинки, по которой мы спускались, высотой 150-200 м. С края террасы отличный вид на Эльбрус, Джилысу (ФОТО 16). Спуск прямо вниз в долину Каракаясу и Малки несложен (травянисто-снежный склон до 30 градусов), но в связи с травмой был опасен. Поэтому идем вдоль края террасы на север около 1,5 км до выполаживания и уменьшения высоты ступени, где пострадавший мог спуститься (30 минут). Таким образом, вышли на дорогу, идущую с перевала Бересун в Джилысу. Далее по дороге (заснежена, снегоступы) идем еще 30 минут до моста через р. Каракаясу (ФОТО 15). За 300-400 м до моста - кош.
У моста стоит грузовой металлический контейнер (ФОТО 16, 17), переделанный под некое жилое помещение (прорезана дверь, внутри стол, металлические кровати, нары, нецелая печка). Было принято решение, воспринимаемое теперь со смехом и слезами, о ночевке в контейнере. Температура ночью достигала -18 градусов,
а металлические стены только усиливали холод. Теперь мы называем этот контейнер не иначе как "рефрижератор" - это была самая холодная ночевка из всех.
Утром нога у пострадавшего не болит, признаков серьезной травмы нет - видимо (и это подтвердилось в Москве) растяжение. Хромая, медленно идти он может, поэтому продолжаем маршрут. Подъем в 4:30, выход в 6:50. По дороге за 50 минут ЧХВ доходим до "центра" Джилысу - комплекса административных зданий и небольшой мини-турбазы. Дорога заснежена, но снег уплотнен на большей ее части ветром так, что держит человека. По пути проходим мимо другие здания, расположенные на расстоянии от главной дороги - что-то вроде коша с "забором" из вкопанных в землю бетонных столбиков, вагончик, 3-этажный коттедж (как выяснилось, отделка есть только снаружи). В Джилысу живут два зимовщика, которые предоставили нам комнату с печкой и дровами, показали, где вода и т.п. и вообще отнеслись очень гостеприимно, за что мы им очень благодарны. Оставив вещи, собираемся на радиальный выход на вершину Сирх. От мини-турбазы идем 300 м в направлении водопада Султан, образованного рекой Кызылсу (Малкой). Дорога на этом участке разрушена сошедшим селем. К сожалению, сель разрушил и почти все теплые нарзанные ванны, от которых остались лишь источники. Цела только одна ванна. Напротив источников расположен мощный автомобильный мост, перекошенный селем. Пешком по нему пройти можно. На левом берегу Малки дорога цела. По ней за 50 минут ЧХВ (налегке, но иногда с тропежкой глубокого снега) выходим на поляну Емануеля. Генерал Емануель руководил первой экспедицией на Эльбрус в 1829 г., когда на восточную вершину поднялся Килар Хаширов. От поляны Емануеля, срезая серпантины дороги по травянистому склону (20 град.), за 1 час поднимаемся на условный перевал, обозначенный на карте В. Ляпина под номером 1 ("Каяэшик"). По данным А.Алексеева, истинный пер. Каяэшик ниже - на дороге в скальных воротах в районе поляны Емануеля. Дальше для подъема на вершину Сирх потребовалось бы траверсировать сильно заснеженный северный склон по дороге для подхода под вершину Сирх. Мы решили подняться сначала напрямую с перевала Каяэшик на вершину с отметкой 3118 м (ФОТО 18), с которой при наличии времени, по простому гребню дойти до вершины Сирх.
Подъем на п. 3118 м от пер. "Каяэшик" занял 1 час 20 минут и проходил сначала по травянистому склону крутизной 20 градусов, переходящему перед вершиной в среднеосыпной подвижный склон крутизной до 25 градусов. Вершину назвали условно "Сирх Западная", трудность подъема 1А. Поскольку виды с нее даже лучше, чем с г. Сирх, высота больше, да и светлого времени оставалось не очень много, решили, что идти на г. Сирх смысла нет. С вершины превосходная панорама на Эльбрус и его склоны (ФОТО 19).
В остальных направлениях также замечательные виды. На западе - неизученные верховья р. Артыкчат (ФОТО 20), на севере - бескрайняя платообразная местность с выделяющимися на ней каньоном Малки и плато Бермамыт, а вдали вершина Бештау (1400 м) у Пятигорска (ФОТО 21). В восточном направлении - хороший обзор Каракайского хребта, района Джилысу (ФОТО 22).
С вершины спустились в Джилысу за 2 часа. На ужин хозяева угостили нас пельменями, маринованными огурцами, луком, морковью. Поговорили о горах, жизни и многом другом. Спать легли при греющей печке в кровати с подушками - нет слов, просто волшебно! Особенно, после предыдущей ночи, проведенной в "рефрижераторе". Электричество здесь только дизельное - летом почти целый день, зимой изредка. Для экстренных случаев есть стационарный спутниковый телефон.
Подъем в 6, выход в 8 утра. Погода пасмурная, потеплело до -7. Но облачность высокая, видимость есть. По дороге, по которой пришли сюда, в Джилысу, возвращаемся к "рефрижератору" у моста через р. Каракаясу (см. Дни 5, 6). Далее по незасыпанному краю дороги выходим на гребень Каракайского хребта. Это место условно называется перевалом Бересун (ФОТО 22). От Джилысу (мини-турбазы) 110 минут ЧХВ. Далее дорога траверсирует со слабой потерей высоты северо-восточный склон Каракайского хребта до выхода к руслу р. Шаукол. На этом участке дорога очень сильно заснежена, идем в снегоступах. В районе выхода дороги к руслу стоит кош.
От пер. Бересун до него шли 50 минут ЧХВ.
Далее дорога уходит выше к стрелке рек Шаукол и Исламчат, а у нас впереди самое интересное во всех планах препятствие - траверс высокого, протяженного, неизученного туристами хребта Шаукамнысырт, отдельные вершины которого превышают 3400 м. Просмотрев возможные варианты подъема на хребет, выбрали путь напрямую от коша вверх (ФОТО 24).
Поднимаемся по достаточно крутому травянистому склону (30-35 градусов, 400 м). Трава между своими пучками покрыта замерзшим когда-то подтаявшим на солнце снегом, обледеневшим снизу, что опасно. За 100 минут ЧХВ вышли на выполаживание гребня. Здесь можно "перевести дух". Далее еще 40 минут по более пологому склону до его выполаживания уже до 5-10 градусов. В районе отметки 2814 м находим ровную снежную площадку, где ставим палатку. Камней нет, растягиваем палатку на палках, ледорубах и рюкзаках. Погода прояснилась, мороз -12 градусов. При движении в обратном направлении рекомендуем искать более пологий спуск в долину Шаукол. Пройденный нами взлет безопасен только при подъеме.
Однако ночью откуда ни возьмись появилась облачность, пошел снег. Утром продолжает идти небольшой снег, видимость 100-200 м. Поэтому спим дальше в ожидании прояснения (по указанию МКК движение при видимости не менее 300 м). Выспавшись, готовим завтрак все в том же "молоке", хотя понемногу открываются склоны ниже нас. В 10 часов облачность поднялась до высоты около 3200-3500 м, на нашей высоте и ниже появилась видимость. Собираемся и в 11 часов выходим. По пологому травянистому, а затем осыпному склону с полосами и пятнами снега (тропежка) поднимаемся к отметке 3095 м (ФОТО 25). Далее небольшой спуск и снова подъем на отметку 3161 м. Здесь можно написать "и так далее", поскольку рельеф достаточно однообразный - широкий травянисто-осыпной гребень с пологими понижениями и подъемами. Продолжительные участки тропежки чередуются с почти бесснежной поверхностью. Ночевка возможна практически в любом месте, но на самом гребне может быть ветрено. До темноты успели пройти около 3 часов ЧХВ до отметки 3304 м (ФОТО 25-29) и подняться по склону г. Талыкол примерно до 3400 м. В более-менее защищенном от ветра месте в стороне от гребня на снежной площадке ставим лагерь. Здесь, выше 3100-3200 м, склоны уже чисто осыпные (осыпь средняя). Можно хорошо укрепить палатку камнями. В течение дня погода изменилась. Поднялся средней силы ветер, облачность постепенно раздуло, открылся Эльбрус и другие вершины. Окружающие пейзажи были очень красивы (ФОТО 26-29). Вечером температура -20 градусов (высота 3400 м).
Подъем в 5:30, выход в 8:30. Температура утром -24 градуса. Небо абсолютно ясное, рассвет изумительно красив. Продолжаем траверс хребта Шаукамнысырт. По пологому слегка заснеженному среднеосыпному склону поднимаемся на платообразную вершину Талыкол (3431 м) (ФОТО 30). С выходом на солнце становится тепло, ветра нет.
Далее на восток хребет имеет высоту около 3300-3400 м в течение примерно 3 км. Эти 3 километра - одни из самых запоминающихся в походе. Виды по сторонам от хребта на юг и на север замечательные. Отлично виден Эльбрус (ФОТО 30), хребет Кыртык с вершинами Шаукамбаши, Джаурген, Суарык. На севере - бескрайние просторы среди Скалистого и Пастбищного хребтов. Далеко на равнине четко видны Бештау и Машук (ФОТО 31).
Фотографии, сделанные во время траверса хребта Шаукамнысырт и из долин Ташорун и Шаукол, позволяют рассмотреть и оценить все перевалы в северных отрогах хребта Кыртык, а так же и в самом хребте Кыртык. Этот анализ приведен в Приложении 1. Проходим отметку 3440 м и выходим к отметке 3410 м (ФОТО 32).
Дальше на восток хребет начинает значительно опускаться, и чем дальше, тем менее выраженным он становится, постепенно растворяясь в холмистой местности (ФОТО 33). Гребень в основном по-прежнему пологий, среднеосыпной. Отдельные скальные участки легко обходятся. При спуске с отметки 3224 м - 100-м участок средней и мелкой живой осыпи крутизной 30 градусов. В районе этой отметки хребет меняет направление с В-ЮВ на СВ. Проходим вершину с названием Бильбичан (3020 м), затем отметку 2948 м - один из немногих хороших ориентиров: на юг она обрывается красивым 30-метровым скальным обрывом рыже-красного цвета. В районе отметки 2795 м ставим палатку. От предыдущего места ночевки 4,5 часа ЧХВ.
Подъем в 5 утра, выход в 8. Погода такая же идеальная, как и в предыдущий день. Температура -12 градусов. Дальше отметки 2795 м хребет Шаукамнысырт растворяется в холмистой местности. Ближних ориентиров уже никаких не остается, очень сложно сказать по карте, в какой именно точке находишься. Наша ближайшая цель теперь - хорошая дорога, пролегающая на левом берегу р. Гижгит (в районе пос. Былым - на правом). Эта дорога ведет из Былыма на крупную МТФ в верховьях р. Гунделен (р. Урды) через некатегорийный перевал западнее г. Тёщины Зубы. Ответвление дороги, видимо, идет к плато Кинжал. Взяв вершину Тёщины Зубы за ориентир, выбирая наиболее удобный путь, движемся в общем направлении на эту вершину (ФОТО 33, 34). Частично путь проходит по какой-то старой дороге. Все небольшие речки замерзли, а кошей, обозначенных на карте, нет. Пересекаем несколько балок, залезаем на незначительные холмы, и в итоге через 2 часа 20 минут ЧХВ оказываемся у коша на просторной террасе на левом берегу какой-то балки, под вершиной Тещины Зубы (ФОТО 34). Кош хорош для ночевки, но жидкой воды нет на разумном расстоянии от него,
а снег вокруг грязный.
От коша за 40 минут поднимаемся на дорогу и по ней идем еще 30+40 минут до ручья, текущего строго на север от массива Тещины Зубы (на ФОТО 34 не виден, ФОТО 35). В 50 м выше дороги находим у ручья хорошую травянистую площадку и ставим палатку.
Подъем в 6 утра, выход в 8:30. По широкой, местами немного заснеженной дороге со следами автомашин, спускаемся в пос. Былым. По пути - отличный вид на Скалистый хребет - массивы Тещины Зубы и Алмалыкая (ФОТО 36, 37). Дорога идет высоко над рекой Гижгит, и только ближе к озеру-водохранилищу, подпруженному искусственной дамбой, спускается к реке и дальше идет по правому берегу, тоже высоко над рекой и озером. На дороге встречаются заснеженные наледи, поэтому по снегу следует идти осторожно. Последние 3 км (от озера) нас подвезли местные охотники (или егеря) на Уазике, за что мы им очень благодарны. Все равно ниже озера ведутся работы по укреплению дамбы, дорога грязная, ездит транспорт, в общем, горы заканчиваются. Путь от места ночевки до озера занял 5 часов ЧХВ (около 16 км с учетом серпантинов). При движении в обратном направлении, конечно, невозможно успеть подняться от Былыма до места нашей ночевки. Ночевка возможна в районе или в самих летовках, которые стоят преимущественно у незамерзающих/невысыхающих ручьев. Расположение летовок ("лет."), т.е. кошей, у левых притоков р. Гижгит восточнее места нашей ночевки на приложенной карте В. Ляпина, верно.
Уазик довез нас до моста через Баксан, где поход завершаем. Далее двое из нас едут в Нальчик, а один - в Терскол. В течение получаса попутные машины не останавливаются. Мы советуем иметь моб. телефон кого-нибудь из местных водителей. Позвонив, доехали до Тырныауза, откуда уже просто добраться до Нальчика или Терскола на рейсовом транспорте.
Приложение 1. Фотоматериалы и комментарии к исследованию перевалов в северных отрогах хребта Кыртык и в самом хребте Кыртык.Дадим условные названия, нашу оценку к.с. и высоту перевалам, обозначенным на приложенной карте.
Эти перевалы есть на ФОТО 04, 07, 09, 38-46. Об их прохождении, названиях и реальной сложности сведений нет. Ниже приводится наше описание, насколько возможно судить по тому, что мы видели и сфотографировали. Перевал "Суарык Северный" расположен в боковом отроге хр. Кыртык (Ташорунбаш) севернее вершины Суарык (3712 м) и южнее п. 3407 м. Ориентирован с востока на запад. Ведет из верховьев текущего из-под пер. Суарык правого притока р. Ташорун в верховья следующего выше по течению ее притока. Имеется на ФОТО 38 40. Судя по этим снимкам, перевальный взлет с обеих сторон летом осыпной или снежно-осыпной, высотой 100-200 м. Ниже взлета - поверхностная морена, видимо крупноблочная. Оценочная к.с. 1А-1Б, высота по карте 3268 м. По нашему мнению, перевал необычайно интересен, т.к. прямо с осыпной его седловины начинается крутая 500-метровая по перепаду высот стена вершины Суарык. Да и с другой стороны седловины тоже достаточно сложная красивая скальная вершина. В связке с пер. Суарык прохождение этого перевала логично и интересно. В книге А.Ф. Наумова "Баксанская долина" в описании маршрута на г. Суарык Вост. (он же Гл.) по С стене (4Б) упоминается этот перевал, и о подъеме на него нет никаких указаний, т.е. он проходится пешком:
Перевал "Джаурген Боковой Восточный"расположен в боковом отроге хр. Кыртык (Ташорунбаш) севернее отметки 3595 м и южнее отметки 3149 м. Ориентирован с востока на запад. Ведет от левого истока самого верхнего правого притока р. Ташорун в верховья р. Ташорун. Самостоятельного значения не имеет. Имеется на ФОТО 04, 07, 41, 42. Судя по этим снимкам и тому, что высота перевала около 3000 м, т.е. небольшая, перевальный взлет с обеих сторон несложен - осыпные или травянисто-осыпные склоны крутизной до 30 градусов. Оценочная к.с. 1А-1Б, ближе к 1А. Высота приблизительно 3000 м. Логичен в связке с описанным выше перевалом Суарык Сев. и/или описанным ниже перевалом Джаурген Боковой Западный.
Перевал "Джаурген Боковой Западный" расположен в боковом отроге хр. Кыртык (Ташорунбаш) севернее г. Джаурген (3777 м) и южнее г. Джаршауксырт (3383 м). Ориентирован с востока на запад. Ведет от истока р. Ташорун в верховья р. Шаукол. Самостоятельного значения не имеет. Имеется на ФОТО 09, 43. Судя по этим снимкам, перевальный взлет с обеих сторон осыпной или снежно-осыпной крутизной до 35 градусов. Оценочная к.с. 1А-1Б, ближе к 1Б. Высота по карте 3338 м. Логичен в связке с описанным выше перевалом Джаурген Боковой Восточный как вариант обхода "по верхам" перевала Шаукол (н/к).
Перевал "Керанзы Верхний" расположен в боковом отроге хр. Кыртык (Ташорунбаш) севернее г. Шаукамбаши (3714 м) и южнее п. 3631 м. Ориентирован с востока на запад. Ведет из верховьев р. Шаукол в верховья правого истока р. Керанзыкол. Имеется на ФОТО 44, 45. Судя по этим снимкам и различным картам, сложность перевала 2А-2Б, ближе к 2Б, и похоже, что и еще сложнее. Определяющая сторона - восточная: крутой скально-осыпной склон ок. 300 м, вероятно повышенной опасности. С запада к седловине примыкает небольшой ледничок (на приложенной карте В. Ляпина не отмечен), ниже которого, вероятно, конечная морена и далее уже долина Керанзыкол. Высота перевала около 3600 м.
Перевал "Керанзы Нижний" расположен в боковом отроге хр. Кыртык (Ташорунбаш) между отметками 3028 м и 3287 м. Ориентирован с севера на юг. Ведет из долины Шаукол в среднее течение р. Керанзыкол. Имеется на ФОТО 45, 46. Судя по этим снимкам, сложность перевала не более 1А. Высота перевала около 3000 м. При наличии перевалов из долины Керанзыкол в долины Уллуусенчи или Исламчат (о чем неизвестно), пер. Керанзы Нижний будет логичен в связке с ними.
Приложение 2. Выводы, советы и рекомендацииРекомендации даются для зимних походов (ноябрь-февраль).
Приложение 3. Список перевалов, имеющихся на фотографиях отчета
Приложение 4. Список личного и общественного снаряжения(рекомендуемый по итогам похода для 2 к.с.)Личное снаряжение
Общественное снаряжение
Приложение 5. Карта пройденного маршрута |